sonya_dudova

На собаках через Байкал

Вот уже 4 года как я фотографирую соревнования по ездовому спорту, и гонки на собаках стали частью моей жизни. Но, наверное, пришло время рассказать о том, как я впервые попала в ездовой спорт. Это было ровно 15 лет назад — в марте 2005 года.

Тогда моя работа была связана с командировками, и если я летела в интересный для меня регион, то оставалась за свой счет на выходные и немного путешествовала. График работы был очень плотный и я могла позволить себе только 2-3 дня отдыха. Путешествия всегда были связаны с экстримом, как правило я брала напрокат машину и ехала в дальнюю даль, проезжая за выходные 1500-2000 км. Речь, конечно, идет о Сибири и Дальнем Востоке, там такие расстояния — это не далеко)

И вот, у меня наметилась первая командировка в Иркутск. Я стала мониторить интернет в поисках интересных идей. И нашла центр ездового спорта Олега Тюрюмина. Я с детства очень любила собак, но поездка на упряжке была для меня тогда нереальной экзотикой. Я загорелась идеей, но я всегда любила что-то сложное, поэтому варианты прокатиться 3-5 км меня не устраивали. И мне предложили поездку на два дня — через Байкал и обратно. Маршрут был интересен не только для меня, он также для подготовки собак к Чемпионату на Камчатке. Я очень воодушевилась, хотя было немного страшновато, поскольку уже была наслышана об опасностях поездок по льду Байкала, правда на машинах. Перед моим отъездом мама говорила нашим собакам (эрдельтерьеру и метису лайки) — «вы представляете, нашлись собаки, которые согласились везти Соню!» Дело в том, что я очень слаба до собак и постоянно им потакаю, все им разрешаю, и мои собственные собаки «ездили» на мне))

Уже по пути в Иркутск было приключение — аэропорт не принимал по метеоусловиям, и мы 5 часов просидели в Братске. Я в то время летала очень много и любила всякие такие истории — посадили неизвестно где и не понятно когда вылетаем)) В итоге самолет долетел до Иркутска, я сделала все по работе, и приехала в Листвянку. Первый день у меня был еще индивидуальный снегоходный тур километров на 60-70, по берегу Байкала и по льду. Байкал, конечно, произвел очень сильное впечатление. А вечером мы встретились с Олегом Тюрюминым и Натальей Бушиной. Обсудили поездку, все подробности и детали. В волнении я легла спать.

Утром 6 марта я пришла на берег Байкала. Меня уже ждали Олег и Наташа с упряжкой из 8 собак и снегоходом. Олег показал как встать на нарты, мы немного проехали вместе. Потом он одел мне пояс для каникросса (это теперь я знаю что это за пояс такой!), и пристегнул его к нартам, а мне сказал, указав на рукоятку — «Этого «барана» никогда не отпускай». Я действительно отпустила только один раз за всю поездку, когда упала на торосах, но об этом дальше. И вот я стою на нартах, Олег сел на снегоход, за ним задом наперед, лицом ко мне, села Наташа, к снегоходу был еще прицеп со всеми вещами на два дня. Олег поехал, собаки побежали за снегоходом. Вскоре я упала)) «Барана» не отпустила, собаки протащили меня по льду, Наташа, наблюдавшая за мной, сообщила Олегу, он остановился, подошел к собакам, остановил их, я встала, поставила нарты, Олег сел на снегоход, и мы поехали дальше. Первое время я падала постоянно, особенно когда ехали по чистому льду, не занесенному снегом. Потом стала привыкать и падала уже меньше.

Я упала, собаки меня тащат и похоже им весело)))

Теперь о самом главном — кто был в упряжке. Лидером был знаменитый Звонок, прошедший множество больших гонок. В паре с ним была Ночка. Это очень опытные собаки. Как сказал Олег об их взаимодействии — Звонок очень надежный, но если он устает — упряжку вывозит Ночка. Далее стояли молодые собаки, которых Олег хотел проверить перед Чемпионатом, а также одна аляскинская хаски. И последними были двое очень крепких работящих собак. К сожалению, у меня вылетели из головы все имена, они были записаны в дневнике, но его же надо найти еще)

И вот, постоянно останавливаясь из-за моих падений, мы доехали до середины Байкала, это примерно 20-25 км от берега. Там была построена крепость из льда, чтобы можно было укрыться от ветра. Через это место проходит традиционная ледовая дорога, и на днях по ней должен был пройти массовый поход в честь какого-то праздника — люди пойдут на лыжах, пешком, как-то еще, в общем, что-то массовое, и к этому празднику готовилась инфраструктура в виде ледовой крепости)) Там мы остановились чтобы немного отдохнуть и перекусить. Я хоть и была вся в синяках от постоянных падений на лед, была просто в восторге — от собак, от Байкала, от всего происходящего. С погодой очень повезло, было холодно, но солнечно. Отдельная тема это лед. Он очень толстый и прозрачный, на нем видна структура в виде множества трещин (это не опасно, но очень красиво).

Собаки на отдыхе
Сразу поняли что у меня можно попрошайничать)

После короткого отдыха мы поехали дальше. Я уже падала гораздо реже. Одета я была очень тепло, немного мерзли ступни и руки, но я старалась двигаться. Помню свои чувства к собакам — они везут меня, и это вызывало очень большое уважение к ним и чувство долга перед ними. Еще когда снегоход уезжал далеко вперед, я слышала топот лап по снегу — никогда не думала, что топот 32 лап так слышен. Это было очень трогательно. Вообще, я тогда еще больше полюбила собак. И пересмотрела свое отношение к снегоходным турам, которые раньше очень любила. Снегоход не идет вообще ни в какое сравнение с живыми, трудолюбивыми, ответственными, ласковыми собаками.

Через 4 часа после старта мы добрались до противоположного берега, в районе поселка Танхой, проехав примерно 45-50 км. Олег с Наташей уехали далеко вперед, и мы с собаками спокойно подъехали к ним. Начали ставить лагерь. Изначально я просила чтобы мне давали возможность максимально ухаживать за собаками и вообще во всем участвовать. Первым делом Олег с Наташей поставили стейкаут (это сейчас я знаю это что такая растяжка с отдельными тросами для каждой собаки, закрепленная, в нашем случае, ледобурами). После этого Олег начал готовить собакам ужин, а мы с Наташей сняли с собак шлейки и посадили каждую на стейкаут. Затем для каждой собаки поставили маленькие палатки, они были взяты в первый раз и тоже тестировались перед поездкой на Камчатку. Еще мне разрешили пробурить лунку во льду — дали огромный ледобур, наверное больше метра, и я долго бурила байкальский лед)) Вскоре еда для собак была готова, и мы стали их кормить. Лидера покормил Олег, остальных собак разрешили кормить мне) Я приносила и уносила миски, от чего была в нереальном восторге) После этого часть собак — в основном девчонки — залезли в свои палаточки и уснули свернувшись клубочками, мужики остались спать на снегу, а Звонок вообще за всю ночь даже не посмотрел в сторону палатки — характер!

И только устроив и покормив собак, мы приступили к установке нашей палатки и приготовлению ужина. Уже не помню что мы ели, что-то калорийное) Сразу легли спать. У меня был пуховый спальник «Bask» рассчитанный на -45 градусов и мне было вполне тепло, но все равно я долго не могла заснуть из-за того что под нами трещал лед)) Нет, он не собирался развалиться, просто на Байкале лед очень толстый и внутри него постоянно происходят какие-то процессы. Я это понимала, но все равно было не по себе) Потом все же заснула.

Утро встретило нас пасмурной погодой, все небо заволокло, противоположный берег скрылся из виду. Мы собрали лагерь, одели на собак шлейки и поставили в упряжку. Олег с Наташей сели на снегоход, я встала на нарты, и мы поехали в обратный путь. Видимость была очень плохая, и я доверилась опыту Олега. Я уже почти не падала, а главное — собаки стали оборачиваться на мой голос, это было очень приятно. Я хвалила их, разговаривала с ними.

В один момент Олег остановил снегоход, подошел ко мне и сказал, что сейчас будет сложный участок — нужно преодолеть полуметровый торос. Я всегда была за любой экстрим, поэтому с готовностью выслушала его инструкции. Он перескочил торос на снегоходе, и дал команду собакам. Они перепрыгнули через линию льдов стоящую под углом, а я не удержалась на нартах, они перевернулись, я сильно ударилась, и единственный раз за всю поездку отпустила рукоятку. Тем не менее, я была очень рада такой сложности на маршруте. Олег с Наташей убедились, что со мной все в порядке, и мы поехали дальше. Около ледовой крепости мы встретили судно-амфибию на воздушной подушке. Пассажиры бросились обниматься с нашими собаками, а я немного отдохнула от длительного стояния на нартах.

Через пару часов после этой остановки мы прибыли в Листвянку. Олег с Наташей поехали в питомник, разрешив мне как уже «опытному каюру» :))))) самой проехать через поселок. После бескрайнего Байкала в поселке было страшно — заборы, столбы, собаки! Но «мои» собаки прекрасно знали дорогу и мы очень быстро и благополучно доехали до питомника. Там мы обсудили итоги поездки, Наташа скинула мне фотографии, которые делала на свой фотоаппарат, также она снимала и на мой, тогда еще пленочный. Счастливая, я села в маршрутку и поехала в Иркутск. Я не стала переодеваться, и так и заявилась в крутую гостиницу «Байкал Бизнес-центр» — в пуховке, теплых штанах и гамашах, похожая на полярника)) В сейфе гостиницы оставались мои вещи, я привела себя в порядок, а утром вылетела во Владивосток — там было продолжение моей командировки, но и приключений там тоже хватило — о них расскажу в другой раз.

Конечно, я «заболела» ездовыми собаками. Мечтала о дальней многодневной поездке, например, до Ольхона. Один раз даже чуть не забронировала путешествие, но буквально накануне произошла авария у меня на работе, и я, как руководитель, должна была остаться. Потом я стала предпринимателем, а процесс налаживания бизнеса тоже несовместим с отпусками) Но я всегда помнила про ездовых собак.

В 2015 году умерла моя собака — Бублик, метис лайки. Мне было очень плохо. Мой друг отдал мне свою профессиональную камеру, чтобы я хоть на что-то отвлеклась. И вскоре, совершенно случайно, я увидела пост ВКонтакте о том, что на выставку «Хаски — рожденный бежать» требуются волонтеры-фотографы. Я была там три дня, познакомилась со многими нашими спортсменами. И начала приезжать на гонки. С тех пор ездовой спорт стал частью моей жизни. Как интересно складывается жизнь: когда мне было 9 лет, мне купили собаку, и папа отдал мне свой «Зенит» и научил фотографировать, и, конечно, я снимала в основном собак. Потом я прокатилась 100 км на собаках и мечтала о ездовом спорте. И вот сейчас я профессиональный фотограф, снимаю в основном собак, и очень много работаю на гонках, с ездовыми собаками. Какой вывод? Делайте то, о чем мечтали в 9 лет))

Мои нынешние, уже профессиональные, фотографии ездовых собак можно посмотреть на моем сайте